postheadericon Развитие учения о туберкулезе

Точно так же, начав работу в конце XIX начале XX века, применили свой научный и практический опыт для развития советского здравоохранения многие клиницисты и общественные деятели. Много труда в развитие учения о туберкулезе, в организацию и создание государственной системы борьбы с туберкулезом вложили А. А. Кисель и В. А. Воробьев.
A.А. Кисель (18591938) был учеником С. П. Боткина. В Москве А. А. Кисель начал работу в период, когда руководителем терапевтической школы был А. А. Остроумов, а Н. Ф. Филатов (18471902) возглавлял созданную им школу педиатров. Работы А. А. Киселя оставили глубокий след в советской фтизиопедиатрии. Л. А. Кисель считал, что туберкулезное заболевание у детей длительное время ограничивается лимфатическим аппаратом. Исходя из этого представления, он описал (1918) хроническую туберкулезную интоксикацию как самостоятельную форму туберкулеза у детей. Широкое развитие этой формы туберкулеза лимфатической системы у детей можно было объяснить трудными условиями жизни в тот период. Диагноз туберкулезной интоксикации при отсутствии выраженной локализации болезни можно было считать обоснованным, а оздоровительные мероприятия, проводимые в этих случаях, имели большое значение: они предупреждали развитие локальных форм туберкулеза у детей. Профилактические принципы в борьбе с туберкулезом А. А. Кисель считал основными и решающими.
Работа А. А. Киселя проходила в полном контакте с создателем школы советских фтизиатров В. А. Воробьевым.

Комментарии запрещены.